Контакты
Офис в Омске
  • ул. Гагарина, 14
  • +7 (3812) 66-62-12
  • круглосуточно
  • nova@1cbit.ru

Помощь GPS

В разделе «Помощь GPS» рассматриваются часто задаваемые вопросы, касающиеся принципов  и особенностей работы GPS / ГЛОНАСС систем мониторинга транспорта:


Как работает система GPS/ГЛОНАСС GSM слежения?

Для контроля транспорта (или любого другого объекта) устанавливается модуль мониторинга, включающий в себя GSM модем с антенной и приемником GPS/ГЛОНАСС. Получая сигнал от минимум трех спутников GPS или ГЛОНАСС, датчик автоматически вычисляет собственное местоположение (координаты). Данные от спутников попадают на сервер системы слежения, где они в свою очередь обрабатываются и передаются на диспетчерскую программу для составления отчетов и отображения на карте местонахождения объекта. Модуль мониторинга помимо координат может передавать дополнительную информацию о режимах работы и состоянии подключенных датчиков.


В чем различия существующих GPS/ГЛОНАСС систем слежения?

Преимущественная часть современных GPS/ГЛОНАСС систем слежения (мониторинга) похожи по технических характеристикам. Основное отличие заключается в возможностях диспетчерского программного обеспечения, прежде всего в удобстве интерфейса и в информативности и количестве отчетов, а также в дополнительных функциях мобильного модуля мониторинга транспортного средства. Важно при выборе системы слежения обращать внимание на качество предоставляемых услуг разработчика или интегратора: квалификация установщика, сроки поставки, наличие технической поддержки, возможности доработки, частота обновления ПО и т.д


Какие бываю системы контроля техники помимо GPS/ГЛОНАСС (GPRS/GSM)?

В качестве альтернативы вместо GPRS/GSM-каналов могут использоваться:

  • Спутниковая связь. Преимущество – глобальное покрытие. По сравнению с GPRS спутниковая связь значительно дорогостоящий канал связи, т.к. по сравнению с сотовой связью спутниковая система мобильной связи развивается медленнее. Также к недостаткам можно отнести: вредное излучение, небольшой срок работы от аккумулятора и для работы требуется передатчик с большой мощностью;
  • SMS-канал – пригоден только для осуществления контроля местоположения «по запросу», связанно это с высокой стоимостью постоянного мониторинга по сравнению с использованием GPRS-канала;
  • Радиоканал – имеет маленькую пропускную способность, дорогостоящее масштабирование и ограниченную зону действия. Использование радиочастоты часто требуется согласовывать с властями;
  • Оффлайн контроль. Во время рейса приборы контроля имеют функцию накапливать информацию во внутренней памяти. Считывание информации происходит на месте постоянного базирования во время прибытия транспорта. Недостаток такого контроля – отсутствие возможности оперативно реагировать на возникающие внештатные и иные ситуации. В некоторых системах требуется проводить подключению прибора к компьютеру, что приводит к усложнению эксплуатации и упрощает возможности совершения саботажа сотрудниками. К преимуществам оффлайн контроля можно отнести отсутствие абонентской платы, т.к. у модулей мониторинга GPS GSM встроенная энергонезависимая память, что позволяет им работать без использования роуминга и вне зоны действия операторов GSM.
    Существует несколько видов систем оффлайн контроля:
    • BlueTooth – имеет плохую пропускную способность и маленькую дальность работы;
    • ZigBee – это самоорганизующаяся сеть приемо-передатчиков, работает до 100м. Не подходит для перемещающихся модулей и требует специального оборудования на сервере. Имеет невысокую скорость передачи;
    • WiFi модули мониторинга – считаются наиболее совершенными оффлайн-приборами контроля транспортного средства. Обеспечивают высокую скорость передачи информации и быстроту подключения вновь вошедшего транспорта в зону действия сети. На сервере используется типовая WiFi-точка доступа. Также к преимуществам можно отнести: простое масштабирование системы с использованием нескольких разнесенных точек доступа, возможность сбора всей информации в общей БД на главном сервере системы мониторинга транспорта с последующей передачей на разнесенные диспетчерские рабочие места (по интранет или Интернет).

Процесс внедрения и правильное использование GPS/ГЛОНАСС систем мониторинга

Процесс внедрения подразумевает по собой спланированные пошаговые действия для дальнейшей результативной эксплуатации. В первую очередь индивидуально подбирается оборудование GPS/ГЛОНАСС под конкретные задачи компании, следующим этапом идет подготовка к внедрению, на котором выделяется команда специалистов, а организация в сою очередь выделяет своих ответственных сотрудников для взаимодействия. Далее на транспортные средства или технику устанавливаются GPS/ГЛОНАСС модули мониторинга, к которым подключаются различные внешние и штатные датчики (при необходимости) – в зависимости от параметров, которые требуется контролировать. Следующим этапом идет установка диспетчерского программного обеспечения и электронных карт, после чего системы мониторинга можно эксплуатировать. Также необходимо провести инструктаж водительского состава и обучить работе с ПО диспетчеров.

В процессе эксплуатации для обеспечения бесперебойной работы оборудования необходимо проверять целостность пломб на установленных модулях и датчиках, следить за работой ПО и компьютерного оборудования, своевременно передавать вопросы и пожелания службе технической поддержке поставщика, согласовывать время обновления ПО. Вышеперечисленные задачи стоит поручить ответственному сотруднику за оборудование.


Какие параметры техники позволяют контролировать системы GPS/ГЛОНАСС мониторинга?

Системы GPS/ГЛОНАСС контролируют несколько групп параметров техники и транспорта:

  • Параметры, определяющиеся по спутниковой системе GPS навигации:
    • Основные параметры: время и дата, мгновенная скорость, местоположение на плоскости, курс направления;
    • Вспомогательные и второстепенные: количество спутников в используемом созвездии, высота над уровнем моря;
  • Параметры, определяющиеся по дискретным датчикам: включение зажигания, основное/резервное питание, тревожная кнопка, наличие пассажира, открытие дверей, включение и выключение различных механизмов (лебедка, гидромотор, миксер АБС и другие), информационные переключатели ("сломался", "свободен/занят", "задание выполнил успешно" и т.д.);
  • Параметры, определяющиеся по цифровым и аналоговым датчикам: температура воздуха в рефрижераторе, уровень топлива в баках (по дополнительным или штатным датчикам);
  • Параметры, определяющиеся по счетным датчикам: расход (потребление) топлива по датчикам расхода (проточным), пассажиропоток по датчикам подсчета пассажиров.

Вышеперечисленные параметры можно назвать «первичными», они непосредственно контролируются и передаются на сервер GPS/ГЛОНАСС модуля мониторинга транспортного средства. «Вторичные» параметры позволяют контролировать диспетчерское программное обеспечение предоставляя данные в виде специализированных отчетов. К примеру системы мониторинга GPS/ГЛОНАСС могут отслеживать такие показатели как: объем и место заправок и сливов топлива, расчетный и фактический расходы топлива, места и длительность стоянок, пробег, время начала и конца движения в течение смены, время, место и время использования механизмов на спецтехнике, качество соблюдения скоростного режима водителями, соблюдение температурного режима внутри рефрижераторов, количество выполненных и пропущенных кругорейсов, количество и точное время посещения заранее определенных зон на карте, удаление от заданного маршрута, время отклонения от заданного расписания движения автомобиля и многое другое.


С какой точностью GPS/ГЛОНАСС приемники определяют местоположение транспортного средства?

Среднеквадратичная ошибка в определение точности местоположения у современных GPS/ГЛОНАСС приемников составляет примерно 5 метров. На точность навигации влияет количество спутников в используемом созвездии, их взаимное расположение и ширина диаграммы направленности и позиционирование (обзор горизонта) GPS/ГЛОНАСС антенны. На открытых участках местности ошибка сокращается до минимума, а в дворах-колодцах или в помещениях ошибка может возрасти до нескольких сотен метров – это влияние переотраженных сигналов или если приемник только что включили. Точность определения местоположения можно повысить с помощью диспетчерского ПО и правильному монтажу антенны.  


Как контролировать расход топлива и газа?

Для контроля рационального использование топлива и его оптимизации расхода, необходим расчет расхода топлива за определенный временной период по установленным нормам и отчеты о фактически потребляемом количестве топлива. Измерить расчет расхода топлива можно по параметрам работы транспортного средства (время работы на холостом ходу, пробег, время работы дополнительных потребителей и т.д.). Для расчета фактического расхода измеряются по уровень остатка топлива в баке или измеряется непосредственно проходящее через топливную систему топливо.

В случае если, когда транспортное средство работает на газе, то для контроля измеряется газ в баллонах с помощью датчика уровня, который устанавливается на газовое оборудование с аналоговым выходом для подключения в автомобиле к приборной панели. Сигнал датчика используется для определения места, времени и примерного объема заправок.


Наверх